Теоретический обзор
Страница 2

Гендерная идентификация подростка – это сложный процесс отождествления себя с определённой группой людей, объединенных по принципу гендерной общности; это особый механизм распознавания представителей разных гендерных групп. В результате подросток формирует собственную гендерную идентичность.

Этой проблемой занимаются многие исследователи в психологии и мы должны отметить различие их взглядов. Гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (И.С. Клёцина). Гендерная идентичность - осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности (О.А. Воронина); принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака (Е.Ю. Терешенкова, Н.К. Радина). Иногда в понятие гендерной идентичности включают аспект, связанный с психосексуальным развитием и формированием сексуальных предпочтений (Дж. Гангнон, Б. Хендерсон).

Однако наиболее общее определение гендерной идентичности связано с тем, что ее понимают как результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). При всем многообразии компонентов, которые могут быть включены в структуру гендерной идентичности, наиболее часто повторяющимися являются два компонента: биологический пол (мужчина/женщина) и маскулинность/феминность, как конструкты культуры и психологические черты (О.А.Воронина, Д.В.Воронцов, Е. Здравомыслова, В.В.Знаков, В.А.Лабунская, Н.И. Ловцова, Л.Н.Ожигова, Н.Пушкарева, Дж. Скот, А.Темкина, Р. Хоф).

Процесс гендерной идентификации основан на особой знаковой системе

– савокупности вербальных, невербальных, графических знаков, символов предметов, видов деятельности, обращений, используемых для обозначения мужчин и женщин.

Поэтому наше исследование было заинтересовано в теории и эмпирических данных языкознания и психолингвистики. Эти науки не только рассматривали язык как знаковую систему (Бюлер К., Гумбольдт В., Сепир Э., Якобсон Р.) и как основание для развития личности (Сепир Э., Мегрелидзе К.), но так же как источник половой идентификации. Достаточно хорошо известны исследования, затрагивающие проблему различий в языке, зависящих от пола говорящего. Так, Э. Сепир специально исследовал мужской и женский варианты речи в языке яна (Северная Калифорния). В.В. Иванов отмечает, что специфика использования языка представителями разного пола обусловлена полоролевыми различиями, существующими в обществе: «…деление на группы в зависимости от пола и возраста, наблюдаемое в таких обществах, ведет к соответствующим различиям и в языке». Он говорит об особенностях мужского и женского произношения, указывает на специфику использования языка представителями разного пола. К. Гиллиган, анализируя мужские и женские разговоры, указывает на разное использование языка мужчинами и женщинами: если женщины изначально настроены на отношения с усилением интимности, то мужчины стремятся к сохранению своего независимого положения.

Дифференциация в знаковых системах мужского и женского начала способствует регуляции различных аспектов социальной жизни, оказывающих влияние на формирование половой идентичности. Так, например, С. Лиз говорит о том, что «маскулинность и фемининность зависят не от некоей биологической «сущности», как это обычно считается, но они социально конструируются через язык.

Страницы: 1 2 3


Анализ и интерпретация полученных данных
I этап: Результаты проведенной проективной методики «Рисунки животных» представлены в Таблицах 1-5 (см. в Приложении). Возможны три уровня интерпретации результатов полученных в результате обработки методики «Рисунки животных»: 1) анализируются стилистические особенности рассказов, богатство и бедность словарного запаса, логичность и свя ...

Виды и формы памяти (Приложение 2 )
Существуют разные классификации видов памяти: Классификация по участию воли в процессе запоминания; Класификация по психической активности, которая преобладает в деятельности. По продолжительности сохранения информации; По сути предмета и способа запоминания. 1. По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную. Неп ...

Принципы исследования
Наше экспериментальное исследование осуществлялось с учётом следующих принципов: - принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода; - принцип гуманизма; - принцип эффективности и научности; - принципы профориентации; - этический принцип. Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы ...