ВведениеСтраница 1
Половое развитие ребёнка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное, является одной из основных особенностей подросткового возраста. Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное и социальное созревание.
В подростковом возрасте происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром. Поэтому подросток ищет знаки в целях развития собственной идентичности. Знаки, выработанные в обществе для обозначения характеристик пола, воспринимаются подростками в контексте ожидаемой реакции со стороны сверстников.
Сложность связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы мужественности/женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ–Я, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность. Но с помощью каких знаков и символов? Ведь чтобы соответствовать, нужно знать – чему.
Таким образом, цель
данного исследования – изучить особенности знаковой системы гендерной идентификации подростков.
Наличие в современной массовой культуре размытых, противоречивых гендерных символов (например, в визуальном восприятии поп-звезд: Шура, Сергей Зверев, Диана Арбенина, группа «Tokio Hotel» и т. д.) делает тему нашего исследования актуальной.
Объект исследования
– группа из 40 подростков (20 девочек и 20 мальчиков) в возрасте 12-15 лет, - учащиеся краснодарской СОШ № 48 и ЦДОД «Малая академия».
Предмет исследования
– составляющие знаковой системы гендерной идентификации подростков (вербальные, невербальные, графические знаки, символы предметов, видов деятельности, обращений, используемых для обозначения мужчин и женщин).
Гипотезы
исследования: гендерную идентификацию подростков можно представить через систему знаков/символов. Знаковые системы, презентующие человека как мужчину или женщину, играют определяющую роль в освоении гендерной идентификации в подростковом возрасте.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи
:
Теоретические:
1) рассмотреть существующие в психологической науке представления о гендере, гендерной идентификации, гендерной идентичности, её типах и компонентах;
2) выделить составляющие знаковой системы гендерной идентификации подростков и её основные функции.
Эмпирические:
1) подобрать и провести комплекс диагностических методик, направленных на изучение использования знаков, содействующих половой идентификации подростков;
2) выявить уровень гендерной идентификации подростков нашей целевой группы;
3) проанализировать и описать особенности знаковой системы гендерной идентификации современных подростков.
Система методов
, применяемых в исследовании, была определена целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов; мы выбрали психодиагностические методы, построенные на основе использования знаков, содействующих половой идентификации:
v Анализ научной литературы
;
v Рефлексивный самоотчет «Кто Я?»направлен на выявление особенностей использования подростками вербальных знаков половой самопрезентации;
Классификация психических явлений
Предварительно следует отметить, что психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы, которые направлены на познание человеком окружающего его мира. Сюда ...
Внушение в психолого- педагогической работе
Внушение играет огромную роль в процессе воспитания. Исследования и наблюдения, проводившиеся В. М. Бехтеревым, свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Он один из первых указал на внушающую силу детского коллектива. Именно, благодаря воздействию коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё плохое и всё ...
Характеристика действий
Действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Действиями называются движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель.[3] Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, и составляет деятельность. Виды действия. Деятельн ...