Введение

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Актуальность темы. Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти - следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком. Этим обусловлена актуальность данной темы – общение неизбежно в обществе, следовательно, его исследование также необходимо. Именно об общении, как об одном из главных факторов формирования личности предмете социально-психологических исследований, пойдет речь в данной работе.

Цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты общения как предмета социально-психологического исследования.

Цель обусловливает задачи работы. Рассмотрим их:

1. Определение предмета и задач социально-психологического исследования.

2. Характеристика базовых психологических установок общения.

3. Исследование эффективного общения.

4. Диагностика конфликта как результата общения. Исследование методик разрешения конфликта.

Предметом исследования в данной работе является межличностное общение в системе социально-психологического исследования.

Практическая значимость. Эффективное исследование общения как предмета социально-психологического исследования позволяет осуществить важные практически применимые выводы и разработать методики эффективного общения в различных группах или коллективах. Также исследования общения позволяют выяснить причины наиболее часто возникающих конфликтных ситуаций.


Характеристика и строение человеческой деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, а также преобразует, свои способности и реализует потребности. В деятельности выражается творческий характер человека, бл ...

Транзактный анализ, общие положения
Транзактный анализ был создан Эриком Берном и состоит из теории личности, теории социального взаимодействия и аналитического руководства для консультирования. Исходная жизненная позиция людей – это позиция о’кей. Это означает, что каждый человек имеет ценность, значение и достоинство. Принятие себя таким, какой ты есть и принятие другого ...

Экспериментальное исследование. Характеристика методов, используемых в практической части выпускной квалификационной работы
Цель настоящего исследования: изучить особенности сюжетно-ролевой игры и возможности развития ребенка старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия в процессе игровой деятельности. Основной метод исследования: наблюдение и эксперимент. Наблюдение за игровой деятельностью испытуемых детей использовалась методика из кни ...