Средства общенияСтраница 1
Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.
Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска — господствующее выражение лица — формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства, пластические операции. Можно отметить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие физиогномические маски. Дополняет внешний облик и одежда, которая часто является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности. Не случайно в средневековых городах четко регламентировалась форма одежды, которую могли носить те или иные сословия. Нарушение этого регламента строго каралось. И сейчас форма одежды обязывает к определенному типу поведения. Военная форма требует дисциплинированности. Веселость человека в траурной одежде нам кажется странной. В манере держаться усматривается воспитанность человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается. Для установления контактов между людьми для содержательной и эмоциональной стороны общения облик человека имеет большое значение: на его основе складывается первое впечатление, которое нередко определяет развитие отношений.
Внешний облик и физиогномическая маска - статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика — динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест — социально отработанное движение, передающее психические состояния. И мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Так, в физиологических исследованиях подмечено, что при восприятии предметов, вызывают удовольствия, зрачок расширяется. Положительное отношен к предмету проявляется в стремлении к сближению с ним, выражается в широких жестах. Вспомните образное выражение «Встретить с распростертыми объятиями». С другой стороны, социальная зависимость мимики и жестов подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположное значение. Например, широко открытые глаза для японца — признак гнева, для европейца — приветливости и удивления.
К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая друг другу предметы, люди тем самым, устанавливают контакты. Этот способ общения берет свое начало в далеком прошлом, когда на заре человеческого общества обмен продуктами, орудиями труда был едва ли не единственным способом общения между племенами. В наши дни этот способ приобрел особый смысл. Современный человек немыслим вне материальной деятельности, он должен осуществлять взаимодействие, используя предметы, вещи. В бригаде, работают; на сборке станка, общение осуществляется при помощи речи: вырабатывается план, последовательность работы, распределяются обязанности каждого. Когда же начинается работа, то многие операции совершаются без речевого сопровождения: приемка — вручение деталей, инструментов. Другой пример, празднование новоселья сопровождается вручением подарков: как правило, предметов, необходимых в новой квартире. Это акт общения при помощи вещи.
В прошлом веке был широко распространен обычай преподносить букет цветов со значением. Была разработана система правил, согласно которой вид цветов, их расположение в букете имели определенный смысл. Цветы дарят и в наши дни, тем самым выражая отношение, но смысловая нагрузка построения букета утратилась.
Средством общения, также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение; мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него — вот пределы такого рода общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов (борцов, боксеров и др.). При помощи тактильно-мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляет некоторые собственные качества и выражает отношение к нему. Тактильно-мышечная чувствительность позволяет человеку определять меру физического воздействия на другого человека, характер и меру взаимодействия с ним. Тактильно-мышечная чувствительность — основной канал получения информации из внешнего мира и главное средство общения у людей, лишенных слуха и зрения, и таким образом лишенных возможности естественным путем овладевать звуковой речью.
Занятие №7 «В гостях у мишки»
Цель: развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности. Задачи: 1. Развивать слуховое внимание. 2. Развивать концентрацию внимания, сосредоточение, память. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 5. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпени ...
Мотив достижения в структуре креативной личности.
В проблематике исследования творческой личности обращается особое внимание на мотивацию, которая тормозит или стимулирует процесс творчества. В частности, Д. Б. Богоявленская выявила влияние ряда личностных качеств, в том числе мотивационной сферы, на становление творческой личности. Вопреки бытующему мнению мотивация престижа, достижени ...
Предъявление
Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и ...