Другая психология » Влияние семейных отношений на отношения со сверстниками » Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического статуса

Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического статуса
Страница 1

Результаты изучения родительского отношения.

Высокие тестовые баллы по соответствующим шкалам интерпретируется как.

- отвержение (17 высокие значения).

- социальная желательность (63% высокие значения).

- симбиоз (43% высокие значения).

- гиперсоциализация (13% высокие значения).

- инфантилизация (инвалидизация) (23% высокие значения).

1. Шкала «принятие-отвержение». Данная шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенка, таким какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

Мать считает, что ребенок не добьется успеха в жизни, из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.

2. Шкала «кооперация». Содержательно данная шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать не его точку зрения в спорных вопросах. Трое родителей имеют показатели выше среднего по данной шкале.

3. Третья шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает быть автономным в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях в отношении четко просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии стать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. Шкала «маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Высокие показатели по данной шкале означают, что в родительском отношении данных родителей имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения ребенка, его мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым дурным влияниям. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Результаты изучения межличностных отношений в группе дошкольников отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Результаты изучения социометрического статуса

Социометрический статус

Кол-во

%

популярные

7

23

предпочитаемые

18

60

изолированные

3

10

отвергаемые

2

7

Всего

30

100

Таким образом, большинство дошкольников обладают благополучным статусом в системе межличностных отношений. 7 детей имеют социометрический статус «звезды», что составляет 23% от общего числа детей, 18 дошкольников относятся к группе «предпочитаемы» (60%) , только 3 детей имеют неблагополучный статус изолированных» (10%) 2 детей – статус отвергаемых – 7%.

Дальнейшим этапом нашего исследования явилось соотнесение характера детско-родительских отношений и социометрического статута ребенка.

С этой целью был осуществлен корреляционный анализ (электронная программа Статистика 6).

Страницы: 1 2


Эволюция системы образования
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования. В примитивных, первобытных обществах образование являлось сос­тавной частью социально-производственного процесса. В те далекие времен ...

Эмоциональный интеллект
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) (англ Emotional intelligence) — психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет. ...

Мотивация достижения. Понятие мотивации достижения
Генри Мюррей, один из основоположников направления исследований мотивации достижения, определял потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее» (Murray, 1938). Очевидно, что Мюррей считал достижение некой генерализованной п ...