Влияние негативных психических состояний на конфликтное поведение человека
В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды.
В свою очередь, негативные психические состояния являются реакцией человека на факторы внешней среды, то есть напрямую способны спровоцировать конфликтное поведение, а также стать следствием конфликта.
Анализируя выше изложенный материал, можно прийти к выводу, что человек, находящийся в одном из негативных психических состояний, вряд ли сможет следовать стилю сотрудничества для решения конфликтной ситуации, поскольку такое поведение требует присутствия здравого смысла и адекватных реакций на происходящее.
Сопоставление существующих стилей конфликтного поведения и характерных негативных психических состояний можно представить в таблице:
Негативное психическое состояние |
Наиболее вероятный стиль конфликтного поведения |
Стресс, фрустрация |
Конфронтация, уклонение |
Нерешительность, апатия |
Уступка |
Горе |
Уступка, компромисс, приспособление |
Ненависть |
Конфронтация |
Состояние напряженности |
Компромисс, приспособление |
Персеверация |
Приспособление, уступка |
ригидность |
конфронтация |
Как очевидно из таблицы, ни одно из негативных психических состояний не провоцирует человека к проявлению конструктивного стиля конфликтного поведения (сотрудничества). Основная причина заключается в пониженном уровне осознания человеком реальных причин и поводов конфликта, например, во время стресса или горя, что делает невозможным полноценный диалог с оппонентом.
Одним из характерных явлений во время конфликта является агрессия. Агрессия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения. Формы проявления агрессивности могут быть самыми разными – от внешне безобидных до самых деструктивных, от негативных до положительных, поскольку сама агрессивность буквально во всем пронизывает все формы деятельности человека. Агрессия проявляется в виде различных реакций: раздражение, негативизм, злость, подозрительность, обида, вербальная агрессия и другое. Наиболее опасной реакцией является использование физической силы против другого человека – физическая агрессия. Включение агрессии в конфликтное поведение сводит к минимуму шансы на успешное завершение конфликта.
Взгляд З. Фрейда на проблему ранних воспоминаний
С самых первых попыток психоанализа и самоанализа З.Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства: важные, богатые аффектами впечатления того времени не оставляют (не всегда конечно, но очень часто) в памяти взрослых никакого следа, а события по видимости незначимые, второстепенные, запоминаются. Память, по мнению З.Фрейда ...
Агрессивность . Низкий уровень агрессивности
Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает сопоставление классического варианта методики «Несуществующее животное» с дополнительным вариантом «Злое животное». В частности, такое сопоставление позволяет выявить скрытые, в том числе сознательно скрываемые, агрессивные тенденции. Показателем отсутствия таких тенден ...
Мотивация учебной деятельности школьников и студентов
Для мотивации учебной деятельности предложил свою классификацию П. М. Якобсон (1969). Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей ...