Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное
взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.Страница 5
Завершение ; (период ; интеграции)
Этап дифференциации
Возникновение проблемной ситуации |
Осознание субъектами конфликтной ситуации |
Попытки разрешить неконфликтными способами |
Возникновение предконфликтной ситуации |
Инцидент |
Конфликтное взаимодействие |
Завершение конфликта |
Развитие после-конфликтной ситуации |
Латентный | |||||||
Латентный период |
Открытый период |
период |
Схема!. Динамика развития конфликта.
деятелъноетный (Барабанщиков А.В., Феденко Н.В. 1984); эмпирический; ситуационный. В интересах диагностики конфликтов используют наблюдение, опрос, беседу, модульную методику комплексной оценки взаимоотношений и выявление конфликтов в группе (Анцупов А.Я. 1993), опросники К. Томаса, Лири, Басса-Дарки, Q - сортировку и др. При исследовании межличностных конфликтов хорошо зарекомендовал себя системно-ситуационный метод ретроспективного анализа реальных конфликтов (Анцупов А.Я., 1993).
Предупреждение
конфликта - в широком смысле - такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; в узком смысле - деятельность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин назревающего конфликта, разрешению обостряющегося противоречия неконфликтными способами. В основе предупреждения лежит устранение или блокирование объективных, организационно - управленческих и субъективных причин конфликтов.
Завершение
конфликта - одна из наиболее значимых фаз в динамике конфликта, заключающаяся в его прекращении по любым причинам. Основные формы завершения конфликтов: разрешение противоречия, являющегося основой конфликта; урегулирование; затухание; перерастание в другой конфликт; устранение конфликта. Конфликт может завершиться благодаря усилиям его участников или вмешательству третьей стороны (Анцупов А.Я., 1997).
На основании исследований А. Дмитриева, В. Кудрявцева, С. Кудрявцева (1993), О.Н. Громовой (1993) можно сказать, что структура конфликта включает: субвдктш конфликта, предмет конфликта конфликтные отношения, конфликтные ситуации, противоречия и причины конфликта.
Субъектами
являются участники взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией,
Предмет конфликта
- конкретные материальные и духовные ресурсы, неудовлетворенные потребности, желания, интересы субъектов взаимодействия, т.е. то из-за чего возник конфликт.
Конфликтные отношения
- форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта. Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период.
Конфликтные противоречия
- основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противоположных интересов, устремлений, потребностей.
Причины конфликта
- те условия, которые привели к обострению противоречий, возникновению конфликта.
Каждый конфликт, по мнению вышеуказанных авторов, имеет пространственные и временные характеристики.
Про с транс тв енными характеристиками конфликта являются сферы возникновения и проявления конфликта; условия и повод возникновения; конкретные формы проявления; результат конфликта; средства и действия, которые, которые используют субъекты конфликта. Временные характеристики представлены такими параметрами как длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, также временные параметры каждого из этапов развития конфликта.
Конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии:
1 стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенноеть, появление напряженности в отношениях;
2 стадия - обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация;
3 стадия - конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;
4 стадия - разрешение конфликта;
5 стадия - постконфликтная стадия, ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта (А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев, 1993, О.Н. Громова, 1993).
Понятие конфликтной деятельности
Особенности агрессии у детей старшего дошкольного возраста
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А ...
Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации
младшего школьника. Детский сад и школа как важные
институты социализации в жизни ребенка
Рассмотрев, что же такое социализация, а в частности семейная социализация, вернемся к тому, где же все-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к главным институтам социализации «детский сад и школа», главными, после института «семьи». Итак, детский сад – это учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста ...
Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Общественная проблема: появление и существование в современном обществе тоталитарных групп несет в себе серьезную угрозу, недостаточно осознается обществом и правительственными структурами. Их феномен выступает, с одной стороны, дестабилизирующим фактором духовности общества, с другой - тоталитарная группа является средством десоциализац ...