Другая психология » Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия » Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия

Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия
Страница 3

Специалисты предлагают воспитателю, развивающему личность ребенка в игровой деятельности у дошкольников с нарушением слуха следующие рекомендации:

1. Чтобы вовлечь в игру всех детей, надо вначале незаметно для коллектива задавать более слабым детям легкие вопросы из знакомого материала, поощрять похвалой, чтобы заинтересовать их и не дать им почувствовать превосходство своих товарищей.

2. Не начинать игры до тех пор, пока не будут всем ясны ее правила, задания, вопросы.

3. Детей располагать так, чтобы они видели друг друга. Место воспитателя – в центре полукруга.

Использование в работе с глухими детьми разнообразных сюжетно-ролевых игр, позволяет обучать старших дошкольников многочисленным приемам умственной деятельности:

– Вскрывать связи и отношения.

– Овладевать умениями, формировать четкие суждения и определения.

– Строить умозаключения.

– Делать выводы.

– Проводить аналогии

Следствие: постепенно у глухих детей развивается одна из важнейших сторон понятийного мышления – способность действовать в уме, эта способность помогает воспитателю активизировать детей на их всестороннее развитие.

Организация сюжетно-ролевых игр в среде детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха необходима:

а) для обучения и воспитания не слышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни;

б) для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.

Замечено, что отсутствие полноценной речи в среде детей с нарушением слуха часто приводит к непониманию и ссорам, нарушениям в координации движения, неправильному осмыслению ролевых задач, отставанию в психическом и личностном развитии.

Учитывая важную роль игры для активизации развития ребенка, в том числе речи, полезно изучить влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка и его речевой активности.

Для того чтобы активизировать развитие личности ребенка, включая речь у не слышащих детей с помощью игры необходима различная работа, это и обогащение лексического словаря детей, и развитие логического мышления и воображения ребенка, и развитие коммуникативных навыков, и правильность произношения.

Так как в играх глухих детей обнаруживается тенденция к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий, то сюжетно-ролевой игре приходится детей обучать и руководить игрой.

Отсутствие слуховых впечатлений не возмещается зрительным восприятием. И само зрительное восприятие, не направляемое взрослым, не может дать не слышащему ребенку полноценных знаний об окружающем мире. В результате задержки развития речи, отстает в своем развитие и воображение глухих детей, что мешает пониманию игры. Хотя в процессе воображения ребенок оперирует наглядными образами, однако для этого необходим уровень абстракции и обобщения, который достигается лишь при определенном уровне развития речи.

Специальное обучение на занятиях умению играть у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха развивается медленно. Обучение детей игровой деятельности должно строится с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей – их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т.д. Должны быть созданы следующие условия, необходимые для развития сюжетно-ролевых игр детей [12]:

– Время для игр было четко запланировано и не занято ничем другим;

– Дети были обеспечены необходимыми для игр игрушками, картинками, ими пользовались;

Страницы: 1 2 3 4 5


Внушение в психолого- педагогической работе
Внушение играет огромную роль в процессе воспитания. Исследования и наблюдения, проводившиеся В. М. Бехтеревым, свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Он один из первых указал на внушающую силу детского коллектива. Именно, благодаря воздействию коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё плохое и всё ...

Проблематика актерской психологии
Вопрос о психологии актера и театральном творчестве в одно и то же время чрезвычайно старый и совершенно новый. С одной стороны не было ни одного человека театра, который так или иначе не ставил бы вопрос, который в практической деятельности, преподавании, оценках не исходил бы из того или иного понимания психологии актера. С другой стор ...

Методы и организация эмпирического исследования. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию.
Наши исследовательские интересы направлены на изучение конфликтного потенциала личности, проявляющегося как реакции на поведение личности в совместной трудовой деятельности и приводящего к конфликтным взаимодействиям как одному из типов противоречий, выделяемых в современной психологической литературе (Гришина Н.В., 1977, Петровская Л.А. ...