Работа воспитателя по коррекции и развитию
сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятияСтраница 3
Специалисты предлагают воспитателю, развивающему личность ребенка в игровой деятельности у дошкольников с нарушением слуха следующие рекомендации:
1. Чтобы вовлечь в игру всех детей, надо вначале незаметно для коллектива задавать более слабым детям легкие вопросы из знакомого материала, поощрять похвалой, чтобы заинтересовать их и не дать им почувствовать превосходство своих товарищей.
2. Не начинать игры до тех пор, пока не будут всем ясны ее правила, задания, вопросы.
3. Детей располагать так, чтобы они видели друг друга. Место воспитателя – в центре полукруга.
Использование в работе с глухими детьми разнообразных сюжетно-ролевых игр, позволяет обучать старших дошкольников многочисленным приемам умственной деятельности:
– Вскрывать связи и отношения.
– Овладевать умениями, формировать четкие суждения и определения.
– Строить умозаключения.
– Делать выводы.
– Проводить аналогии
Следствие: постепенно у глухих детей развивается одна из важнейших сторон понятийного мышления – способность действовать в уме, эта способность помогает воспитателю активизировать детей на их всестороннее развитие.
Организация сюжетно-ролевых игр в среде детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха необходима:
а) для обучения и воспитания не слышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни;
б) для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
Замечено, что отсутствие полноценной речи в среде детей с нарушением слуха часто приводит к непониманию и ссорам, нарушениям в координации движения, неправильному осмыслению ролевых задач, отставанию в психическом и личностном развитии.
Учитывая важную роль игры для активизации развития ребенка, в том числе речи, полезно изучить влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка и его речевой активности.
Для того чтобы активизировать развитие личности ребенка, включая речь у не слышащих детей с помощью игры необходима различная работа, это и обогащение лексического словаря детей, и развитие логического мышления и воображения ребенка, и развитие коммуникативных навыков, и правильность произношения.
Так как в играх глухих детей обнаруживается тенденция к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий, то сюжетно-ролевой игре приходится детей обучать и руководить игрой.
Отсутствие слуховых впечатлений не возмещается зрительным восприятием. И само зрительное восприятие, не направляемое взрослым, не может дать не слышащему ребенку полноценных знаний об окружающем мире. В результате задержки развития речи, отстает в своем развитие и воображение глухих детей, что мешает пониманию игры. Хотя в процессе воображения ребенок оперирует наглядными образами, однако для этого необходим уровень абстракции и обобщения, который достигается лишь при определенном уровне развития речи.
Специальное обучение на занятиях умению играть у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха развивается медленно. Обучение детей игровой деятельности должно строится с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей – их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т.д. Должны быть созданы следующие условия, необходимые для развития сюжетно-ролевых игр детей [12]:
– Время для игр было четко запланировано и не занято ничем другим;
– Дети были обеспечены необходимыми для игр игрушками, картинками, ими пользовались;
Теоретические воззрения
Что же такое эмоции? Являются они преходящими состояниями или сопровождают нас постоянно? В какой мере они детерминированы ситуацией, условиями момента, а в какой степени являются устойчивыми характеристиками индивида? Очевидно, что нам не удастся дать однозначного ответа на поставленные вопросы. После Кэттела и Шейера , после исслед ...
Практическая часть: методика Бине-Симона
Назначение теста Тест Бине Симона первоначально был разработан в еще в 1905 году и использовался для дифференциации развитых и одаренных детей и детей, которые не достаточно развитые для обучения в школах Подобный тест должны были успешно решить более 75 процентов детей со средними интеллектуальными способностями. Однако данный тест не п ...
Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации
младшего школьника. Детский сад и школа как важные
институты социализации в жизни ребенка
Рассмотрев, что же такое социализация, а в частности семейная социализация, вернемся к тому, где же все-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к главным институтам социализации «детский сад и школа», главными, после института «семьи». Итак, детский сад – это учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста ...