ЗаключениеСтраница 1
Подростковый возраст характеризуется специфическим семантическим и знаковым пространством, соответствующим актуальным потребностям развития личности, идентификацией с одними знаками и обособлением от других. Необходимой частью этого пространства являются значения, отражающие характеристики мужского и женского пола.
В результате проведенного нами исследования особенностей знаковой системы гендерной идентификации современных подростков мы пришли к следующим выводам:
1. Гендерная идентификация может быть представлена в рамках специфических знаков.
2. Гендерную идентификацию можно представить в рамках семантической структуры, через специфическую знаковую систему вербальных символов и обращений.
3. Гендерная идентификация подростков ориентирована как на традиционную культуру, так и на подростковую субкультуру.
1. Подростки для демонстрации половой принадлежности используют специфические невербальные, графические символы одежды, прически и украшений.
4. Выявлены специфические гендерные различия подростков в отношении к знаковым системам, ответственным за половую презентацию: подростки женского пола используют широкий диапазон знаков с многообразными значениями и смыслами; подростки мужского пола в своем большинстве используют меньший диапазон знаков, но их вербальные символы более автономны, свойственны подростковой субкультуре (чувак, кент).
5. У подростков существует свое социально обусловленное знаковое пространство для половой идентификации, включающее специфические формы обращения, предметы, виды деятельности, профессии.
6. У девочек - подростков наблюдается переход с возрастом от использования одних знаков, обозначающих свой пол, к использованию других знаков (от «девочки» к «девушке»). Смена знаков является проявлением динамики самосознания личности и служит показателем более высокого уровня гендерной идентификации девочек.
7. Мальчики прежде всего демонстрируют значимость предметов технокультуры, затем одежды, а девочки - предметов одежды и косметики. Мальчики делают акцент на различных спортивных играх, а девочки - на «домашней» деятельности.
8. Особое место занимает символика агрессии у мальчиков, которая проявляется в вербальных и невербальных знаках.
Таким образом, мы выполнили поставленные задачи и достигли цели.
Гипотезы нашего исследования подтвердились: гендерную идентификацию подростков можно представить через систему знаков/символов. Знаковые системы, презентующие человека как мужчину или женщину, играют определяющую роль в освоении гендерной идентификации в подростковом возрасте.
Теоретические и практические результаты нашей работы могут применяться на уроках/факультативах «Обществознания», «Профориентации», «Этики и психологии семейной жизни», классных часах, родительских собраниях в целях гендерного просвещения и саморазвития личности подростка; использованный нами комплекс психодиагностических методик позволяет диагностировать особенности групповой или индивидуальной знаковой системы гендерной идентификации подростков.
В дальнейшем мы планируем продолжить исследование знаковой системы гендерной идентификации подростков с разным типом гендерной идентичности.
Приложение 1
Методика «Автопортрет» Р. Бернса (США)
Авторы модифицированного варианта
Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича/ Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности ...
Виды и формы памяти (Приложение 2 )
Существуют разные классификации видов памяти: Классификация по участию воли в процессе запоминания; Класификация по психической активности, которая преобладает в деятельности. По продолжительности сохранения информации; По сути предмета и способа запоминания. 1. По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную. Неп ...
Культурно-историческая парадигма в психологии
Парадигма — это принятый научным сообществом единый свод правил, принципов или утверждений, неразрывно связанных в единую схему процесса получения научного знания, который начинается с этапа постановки проблемы вплоть до полного нахождения способа ее решения. Развитие современной психологии восприятия заключается в попытке синтеза различ ...