Межличностные взаимоотношения в группах и коллективахСтраница 2
2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности членов группы, коллектива, снижения качества и уменьшения количества выпускаемой продукции.
3. Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные при этом нивелируются. Они не проявляются, т.к. для этого нет почвы.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе; коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.
Методы изучения общения и межличностных отношений. Общение и межличностные отношения в группах и коллективах изучаются наблюдением, экспериментом, беседой, анкетным опросом, социометрией. Применение того или иного метода диктуется конкретной задачей, а также условиями, в которых осуществляется изучение, Виды наблюдения, эксперимента и опроса, которые были кратко изложены в предыдущей главе, вполне приемлемы при изучении общения и межличностных отношений в группах и коллективах.
В настоящее время широкое распространение получила социометрическая методика. Она используется для изучения общения и межличностных отношений, а уже сложившихся труппах и коллективах. Эта методика предполагает выбор партнера для совместных акций (на деловой и личной основе) путем отпета на вопрос типа: «С кем бы ты желал . (работать в одной бригаде, провести отпуск, отправиться в опасное путешествие и т. д.)?» или «Кого бы ты пригласил . (на день рождения, на встречу Нового года и др.)?» Такого рода допросы называют критериями выбора. Процедура проведения опроса несложна. Каждый член группы, коллектива должен назвать фамилии тех, кого он выбирает, записать на листочке бумаги или сообщить экспериментатору устно. На основе ответов составляются матрицы, которые дают наглядное представление о положении, занимаемом каждым лицом в межличностных отношениях; популярность—непопулярность, взаимность отношений и общения, состав микрогрупп, существующих в данной первичной группе. Указанная методика при небольшой затрате времени позволяет получить своеобразную канву изучаемой общности. Эта канва, кар-кис, в дальнейшей работе должна быть детализирована, наполнена содержанием при помощи других методов и методик.
В социальной психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в межличностных отношениях.
«Звезда» — член группы, получающий наибольшее количество выборов. Например, в школьном классе из 35—50 учащихся некоторые учащиеся получают по 8—10 выборов. Такое количество одноклассников выбирает их для совместных акций. Этот ученик популярен. Как правило, - «звезд» в группе немного — 1-2.
«Предпочитаемый» — член группы, коллектива, получающий половину или чуть меньше количества выборов, отданных популярному. В классе такой ученик получает 4—7 выборов.
«Оттесненный» — термин обозначает лицо, получающее 1—3 выбора.
Изучение коллективов и групп показывает, что «предпочитаемых» и «оттесненных» в них большинство. Это основная масса.
«Изолированный»" — лицо, которое не получает ни одного выбора. В школьных классах таких 2—3 ученика.
«Отвергаемый» — тот, кого называют при ответе на вопрос: «С кем бы ты не хотел работать, отдыхать .?»
Итак, каждый член группы, коллектива занимает то или иное положение. Однако оно не всегда одинаково в деловых и личных отношениях. Например, ученик в деловых отношениях оказывается в ранге «оттесненных», в личных — «предпочитаемый»; другой — в личных — «звезда», в деловых — «предпочитаемый». Но может быть и совпадение статуса: «предпочитаемый» в деловых и в личных отношениях.
Психологи исследовали дифференциацию в классных коллективах и выявили причины популярности одних учащихся и популярности других. Оказалось, статус «звезды» обусловлю рядом обстоятельств. Во-первых, умением устанавливать контакты с одноклассниками. Как правило, «популярные» находят дорогу к сердцу одноклассников, Они понимают и оценивают состояние сверстников, входят в их положение. Во-вторых, складом характера. Как правило, эти школьники общительны, инициативны, настойчивы. В-третьих, наиболее «популярные» обычным являются носителями знаний: они хорошо успевают по учебным предметам, имеют много сведений, полученных вне школы. Эти учащиеся готовы поделиться знаниями с одноклассниками. В-четвертых, физический фактор; приятная внешность девочки, физическая сила мальчика.
Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.
Несовершенное владение речью, ее засоренность, неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют прийти людям к взаимопониманию. Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее. По мнению известных писателей и общественных деятелей, речь должна соответствовать следующим требованиям: правиль ...
Коммуникативные потребности и мотивы
Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения явл ...
Итоги контрольного этапа
Для решения поставленных задач на формирующем этапе, нами было проведено повторное диагностическое обследование, на котором мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе: «Уровень зрительного запоминания», «Запоминание 10 слов» методика А. Лурия, «Таблицы Шульте». Контрольный этап проходил с 31.10.2008 г. по 2.11.2008 г. ...